По-настоящему об уровне цивилизации говорят не переписи населения, не размер городов, не собранные урожаи - нет, о нем говорит качество человека, которого производит страна.
Ряд социологов полагает, что человечество проходит в своем развитии три стадии:
- сельскохозяйственную, создавшую систему ценностей, ориентированных на выживание;
- индустриальную, с ее системой ценностей, направленных наружу (“общество потребления”)
- информационно-гуманистическую, с системой ценностей, направленных вовнутрь, на раскрытие подлинно человеческих способностей и возможностей на качество жизни.
Дэвид Мерсер, продолжительное время работавший главой английского отделения одной из самых преуспевающих компаний мира — IBМ (42 тыс. работников, 1,5 тыс. управляющих, годовая прибыль до 5 млрд. долл.) и руководивший ее системой обучения в Великобритании, справедливо отмечает, что именно в недрах этой корпорации были сформулированы и опробованы многие современные принципы менеджмента, которые впоследствии с успехом были применены и развиты в Японии.
В их основе — отношения доверия между людьми по вертикали и по горизонтали, забота о подчиненных, хорошее знание психологии управления. Эти принципы базируются на известной теории “Y” Дугласа Мак-Грегори о том, что если условия благоприятны, если работники будут приобщены к управлению, то они будут стремиться к ответственности и творческому решению проблем.
Д. Мерсер предлагает два свода передовых принципов менеджеризма, с которыми интересно и полезно ознакомиться каждому. Слева — те, на основе которых построена деятельность ИБМ и ряда японских фирм, справа — те, которые он рекомендует корпорациям на перспективу.
Глубокие убеждения в совместных этических ценностях фирмы ее работников и покупателей. |
Сильная вера в индивидуальные качества личности |
Политика пожизненного найма. |
Единый стиль работников, демократизм общения. |
Повышение квалификации (возможность перемены работ). |
Приглашение высочайших специалистов. |
Личные (материальные и иные) стимулы к труду. |
Продолжительное обучение, постоянное повышение квалификации. |
Неспециализированная карьера. Передвижения работника в соответствии с его умением, опытом, желаниями. |
Делегирование максимальной ответственности на нижние этажи управления и деятельности. |
Личное участие работников в процессе принятия решений. |
Поощрение разногласий при принятии решений. Выявление позиций и лишь затем принятие решения. |
Неявный контроль за работой, в (работников) о деятельности управленцев. |
Опрос общественного мнения в основе которого поиск причин ошибок, а не их фиксация. |
Выращивание сильной корпоративной культуры труда и взаимоотношений. |
Развитие горизонтальных связей создание конкурирующих групп молодых специалистов. |
Холистический (семейно-патерналистский) подход к работнику. |
Один раз в два года пытаться изменять систему управления или хотя бы предпринимать попытки реорганизации. |
Разумеется, оптимальный вариант — творческое сочетание предложенных принципов для использования их в конкретной деятельности. Так, например, что заставляет японских рабочих трудиться с полной отдачей сил, обогащая общество, предпринимателей и себя? Конечно, материальная заинтересованность, но не только.
Принятая на многих японских фирмах система наемного труда гарантирует квалифицированным работникам занятость и постоянные прибавки к жалованию, а также премии, увязанные с рабочим стажем и трудовым вкладом. Привлекает их и забота администрации, и осмысленный труд, и возможность повышать свою квалификацию, и доверие руководства, передающего в их руки как часть контроля за качеством продукции, так и охотно выслушивающего их предложения по совершенствованию производства.
Интересно и поучительно, что в основу “отношений гармонии” между администрацией и рабочими на предприятии компании “Тоёта” положена концепция: “От колыбели до могилы с Тоётой”. Этому способствует система “пожизненного найма” и обеспечение жильем — от общежитий для холостых рабочих до квартир молодоженам и продажи семейным сборных домов,, производимых этой же компанией, что в условиях Японии имеет особое значение.
Кредит для покупки дома также представляет компания, она же снабжает рабочих через кооперативы одеждой и продуктами питания “по разумным ценам”. Все это наряду с предоставлением льготного медицинского обслуживания, а также заботой о свободном времени (спортивная организация, туризм и т. п.) достаточно крепко привязывает квалифицированных рабочих и служащих к компании.
Высшая техническая школа компании подготавливает специалистов для своих заводов из детей рабочих и служащих, а курсы повышения квалификации обеспечивают подготовку кадров. Базисная политика руководства “Тоёта мотор корпорейшн”, изложенная в брошюре “Взаимоотношения труда и управляющих”, выглядит так: “Самая главная проблема управляющего — проблема отношений с людьми. Люди, продукция и деньги — ключевые элементы бизнеса, но люди — это самое важное. Не только управление как таковое, но и любой аспект бизнеса зависит от хороших взаимных отношений в общности людей”.
Обращает на себя особый, японский стиль руководства, делающий, в частности, ставку на командную игру. Представление об этом дает схема сопоставления типичных методов и критериев японского и американского руководства.
Методы и критерии |
США (кроме IBM) |
Япония |
Определяющее качество руководителя |
Ярко выраженная индивидуальность, “одинокий волк” |
Группизм, член команды |
Отношения между персоналом |
Поощряется независимое поведение |
Поощряется взаимозависимость |
Участие рабочих в делах компании |
Минимальное |
Максимальное |
Критерии компетентности |
Способность, талант, узкий специалист |
Личность, специалист широкого профиля |
Принятие решений |
Сверху вниз, быстро, индивидуально |
Снизу вверх, неторопливо, согласованно |
Контакты между персоналом |
Формальные, устные или письменные |
Неформальные |
Чувство принадлежности (лояльности) |
Слабое |
Сильное |
Осуществление изменений |
Решительное, полное, “хирургическое” |
Постепенное, через отдельные исправления и улучшение” “методом массажа” |
Критерий к продвижению |
Личные заслуги |
По старшинству |
Несмотря на ясные для специалистов ее недостатки (корпоративизм, зависимость в его рамках и др.), все же пока именно японская модель развития наиболее логично укладывается в рамки информационной цивилизации. Ее преимущество состоит в способности преодолеть своеобразный “демонстрационный эффект” западного развития, при котором принципиально иметь больше по сравнению с другими. То есть не качество, а количество потребления благ является решающим критерием.
В мире, где важно не потреблять, а потреблять больше других, индивидуальный выигрыш отдельных людей не прибавляет счастья обществу в целом. Например, важным становится не качество автомобиля как средства передвижения, а его относительная престижность по сравнению с автомобилем соседа. Жизнь в таком обществе превращается в бесконечные “крысиные гонки”. Неравенство из средства стимулирования производителя превращается в самоцель.
Итак, иным становится сам способ самовыражения. Граждане США соревнуются (в тенденции) в потреблении, Японии - в качестве и смысле труда. То есть речь идет об ином способе и мотивации труда, да и всей жизни. А труд, как потребность в условиях информационного общества — ключевая характеристика гуманистической цивилизации. Правда, добавим, труд раскрепощенный, творческий, свободный.
Сторонники информационно-гуманистической цивилизации, критически относясь к замкнутому циклу развития общества индустриального типа (материальные потребности — производство материальных благ — потребление — удовлетворение — развитие материальной производительной силы — материальные потребности), выступают за возвышающееся развитие общества постиндустриального типа (потребности в достижении — производство информации — действие по достижению цели — удовлетворение— развитие информационной производительной силы — более высокие потребности в достижении), направленное на развитие человека, раскрытие его гуманистического потенциала.
|