Прежде всего, попытаемся определить, что такое лидер и чем он отличается от менеджера.
- Первый закон Паркинсона: объем работы возрастает в той мере, в какой это необходимо, чтобы занять время, выделенное на ее выполнение.
- Второй закон Паркинсона: всякая иерархическая бюрократия стремится к бесконечному раздуванию штатов.
Закон Питера: в иерархии каждый индивид имеет тенденцию подниматься до своего уровня некомпетентности. Следствие из закона: всякий достигший уровня своей некомпетентности вредит делу и собственным человеческим качествам. Американский социолог С. Хилл в работе “Кто вы, менеджер или лидер?” приводит следующую классификацию:
Менеджеры
Специалисты с большим производственным опытом, хорошо понимающие законы управления, постоянно повышающие свой профессиональный и научный уровень, стремящиеся усовершенствовать систему посредством количественных изменений, не затрагивающие ее иерархию.
Предпочитают обучать сложным процедурам и методам всего несколько экспертов в организации, сторонники количественных показателей.
Считают, что подчиненные недостаточно мотивированны, чтобы действовать без контроля и указаний сверху.
Не прощают ошибок ни себе, ни другим.
Определяют ответственных и часто с них спрашивают.
Ориентируются на этические принципы фирмы.
Редко мирятся с другой точкой зрения, особенно, если она высказана подчиненным.
Отношение к подчиненным определяется рамками формальных подходов.
Лидеры
Как правило, не стремятся сохранить навечно существующую систему, могут пренебречь правилами управленческой иерархии в компании, непосредственно обращаясь к новым источникам информации и социальным силам.
Стремятся научить всех сотрудников наиболее эффективным способам совершенствования своей деятельности, используют качественные, человеческие показатели.
Обращают особое внимание на мотивацию труда, выработку персональной ответственности в рамках демократических процедур.
Искренне признают свои ошибки и не боятся, открыто принять необходимые меры для их исправления.
Ориентируются на людей.
Приветствуют разнообразие подходов к решению проблемы и активность рядовых служащих.
Честно и уважительно относятся к подчиненным.
Интересен подход к определению основных качеств лидера или демократического управляющего Моримасы Огава, долгое время являвшегося одним из руководящих лиц компании Мацусита Дэнки, ныне преподающего соответствующий в ряде японских НИИ курс на основе собственной книги “Практический менеджмент”. Он выделяет:
10 условий лидера для проведения в жизнь
1. Вера в себя и собственную философию
2. Любить работу и получать удовольствие
3. Иметь характер и чувство собственного достоинства
4. Любить людей
5. Строгость по отношению к работе
6. Жизнерадостность и чувство юмора
7. Мечты на будущее
8. Здравый смысл и дальновидность
9. Осознание собственного долга и постоянное повышение квалификации
10. Разумная забота о собственном здоровье
10 качеств лидера по отношению к людям
1. Доверять подчиненным, верить в их доброту
2. Желать им успеха
3. Говорить подчиненным правду
4. Бывать на рабочих местах
5. Делать, как советует “честное сердце”
6. Мыслить и с места подчиненного
7. Искать положительные качества у сотрудников
8. Побуждать подчиненных добиваться успеха
9. Уважать их достоинство
10. Учиться у них и быть им благодарным
Особое внимание уделяется формированию чувства доверия у подчиненных, без чего не может быть общего коллектива. Вот почему так важны качества лидера. Ознакомьтесь с предлагаемой схемой:
Становление чувства доверия лидера в коллективе.
Основные способности лидера.
решительность
смелость
способность руководить
знания
способность понимать и
принимать решения
способность убеждать и
улаживать конфликты
бодрость
оптимизм
Впечатления ведомых.
- справедливый человек
- отзывчивый
- с ним легко
- не своекорыстный
- широкая душа
- пристрастный, помогает только любимцам
- холодный
- злопамятный
- своекорыстный и
- амбициозный
- эгоист
- не понятно, что у него
- на уме
Чувства, рождающиеся в душе ведомых.
- может помочь
- может руководить
- можно работать спокойно
- он нас только использует
- он нас угнетает
- из-за того, что он мой начальник, мне нет ходу
Итак, определите, кто вами руководит:
Лидер
- Думает, как поощрить персонал, лучше работать и болеет о делах компании
- Легко сходится с людьми
- Не имеет личной автостоянки, буфета, лифта и пр.
- УРКа (управляет, расхаживая по компании)
- Приезжает на работу рано - уезжает поздно
- Любит слушать
- Доступен для всех
- Не боится сам принимать решения
- Скромен
- Смело берется решать сложные проблемы
- Настойчив
- Терпим к открытому несогласию
- Знает сотрудников по именам
- Если надо, не брезгует черновой работой
- Доверяет людям
- Часто берет вину на себя
- Отдает должное другим
- Знает, когда и как увольнять
- Любит разговор с глазу на глаз
- Последователен и честен по отношению к персоналу
- Не составляет руководств по управлению компанией
- Откровенен
- Держит обещания
- Простой кабинет
- Думает, что в компании есть как минимум два достойных преемника
- На первом месте всегда компания
Администратор
- Думает о личном вознаграждении, статусе, что скажут о нем (ней) другие
- Тяжело сходится с людьми
- Имеет
- Управляет, не выходя из кабинета
- Приезжает поздно — уезжает вовремя
- Любит говорить
- Труднодоступен для подчиненных
- Ничего не решает без комиссий или консультантов
- Надменен
- Умело от них увиливает
- Когда дело касается его интересов
- Нетерпим к любому несогласию
- Не знает сотрудников по именам
- Выше черновой работы
- Доверяет цифрам
- Ищет козла отпущения
- Отдает должное себе: жалуется на отсутствие хороших работников
- Перекладывает неприятные обязанности на других
- Любит письменные распоряжения
- Непредсказуем: говорит то, что, по его мнению, хотят услышать
- Составляет
- Скрытен
- Не держит обещаний
- Роскошный кабинет
- Не наймет на работу никого, кто хоть немного похож на возможного преемника
- На первом месте всегда он (она)
|